Газгольдер или Колизей?

В сторону Пирны от Дрездена с левой стороны от железной дороги находится интересный объект. Внешне напоминает Колизей, но на самом деле это один из газгольдеров. Здание было построено в расцвет светильногазовой промышленности.

Для завода было построено три резервуара для хранения газа. Первый и второй газгольдер дрезденского завода были сооружены в период с 1887-1891, автором проекта был архитектор из Германии Теодор Фридрих. Последний резервуар был возведен ближе к 1909 году. Его начали строить по проекту Г. Эрлвайна. Работы по строительству начались в 1907 году. Перед архитектором была поставлена задача не просто спроектировать газгольдер, но и строение должно соответствовать высокому уровню архитектуры Дрездена.

Общий вид на светильногазовый завод Дрездена

Архитектор справился с поставленной задачей: резервуар с любого ракурса смотрится очень гармонично. Необычно расположение лестниц - с любой из них видно три башни из пяти.

При строительстве применялся достаточно новый материал для того времени - железобетон. Этот мокрый газгольдер стал первой в Европе самонесущей конструкцией. Объем - 110000 кубометров, в нем хранился искусственный коксовый газ. Масштаб этого сооружения впечатляет: диаметр купола - 65 метров, площадь крыши - 4000 кв метров, высота - 68 метров. Когда закончилось его строительство, это был самый большой в мире резервуар для хранения газа. Устройство газгольдера: цилиндрический бассейн, который наполняется водой, и открытый колокол, погруженный в бассейн и поднимающийся при увеличении количества газа. Телескопическая конструкция колокола позволила увеличить объем газгольдера.

Война не обошла стороной завод. В феврале 1945 во время бомбардировки газгольдер Эрвайнера выгорел изнутри. Лишь спустя месяц завод начал производить газ в небольших количествах.

В мае 1973 завод был практически полностью остановлен: город начинал переходить на природный газ. Брошенные два газгольдера постепенно приходили в аварийное состояние. Лишь спустя четырнадцать лет внутренние конструкции и оборудование было демонтировано. В 1998 году газгольдер Эрлвайна был взорван из-за опасности обрушения крыши.

Но на этом история не заканчивается. Ближе к двухтысячным годам появились планы по реконструкции оставшихся зданий, но все проекты пока заморожены. Так как то, что осталось от газгольдера, признали памятником архитектуры. Интересно, что на фасаде сохранился огромный циферблат, который показывал уровень воды в газгольдере.

В один из уцелевших газгольдеров все же смогли вдохнуть жизнь благодаря капитальному ремонту. Сейчас в нем располагается “Панометер” - площадка для показа огромных панорамных картин.

Дошедшие до нас здания впечатляют своей архитектурой и размерами.

Внешний вид газгольдера Дрезден Два газгольдера Дрездене Газгольдер на окраине Дрездена

 

 

 

 

 

Текст и фотографии представлены для ознакомления и взяты с сайта www.livejournal.com